Обмен подарками может показать, что люди думают о
других, что они ценят и любят, и как они строят и поддерживают отношения.
Исследователи изучают различные аспекты подарков, например, как дарители
выбирают подарки, как подарки используются получателями, и как подарки могут
повлиять на отношения между дарящими и получающими.
Симпозиум «Психология дарения и получения подарков»
(The
Psychology of Gift Giving and Receiving) будет проходить в рамках
Ежегодного конгресса Общества психологии личности и социальной психологии в
Лонг-Бич, штат Калифорния.
Проблемы
«придирчивых» получателей
По данным недавнего
опроса, люди становятся все более избирательными в отношении того, что они
хотели бы получить в подарок. Исследователи Андонг Ченг, Мэг Мэлоу, и Эван
Полман опросили 7466 покупателей рождественских распродаж в 2013 году. Они
обнаружили, что 39% из предметов, которые опрошенные покупатели приобрели, были
для людей, которых они считают «разборчивыми». В то время как большинство из
нас может ходить по магазинам за подарками для разборчивых друзей, мы очень
мало знаем о том, как люди справляются с задачей по поиску подарков для
придирчивого пользователя.
Ченг и ее коллеги подтвердили, что покупатели менее
мотивированы, и, вероятно, используют стратегии снижения усилий при выборе
подарков для людей, которые, по их мнению, могут быть разборчивыми. Дарители в
последнее время выбирают подарочные карты, или отказываются от подарка для
придирчивого получателя вообще.
Согласно проведенному исследованию, есть положительные
аспекты в том, чтобы быть разборчивым: если у вас есть конкретные желания, вы с
большей вероятностью получите тот подарок, который вы и хотели. Менее
придирчивые люди имеют более высокий шанс получения предметов, которые они не
хотят, в то время как придирчивые получатели чаще получают то, что им
нужно.
Восприятие
подарочных карт
Выбор подарка может быть очень трудным, а если вы будете
дарить деньги, такой подарок сочтут обезличенным. Челси Гелион и Томас Гилович
изучают, как люди воспринимают и тратят подарочные карты.
Ведущий исследователь Челси Гелион объясняет: «В то время
как подарочные карты технически могут быть использованы для покупки
повседневных вещей, таких как учебники или бумажные полотенца, мы скорее
воспримем это как злоупотребление картой. При оплате с подарочной карты люди
отказаться от покупки бытовых предметов в пользу покупки каких-то приятных
мелочей».
Исследование Гелион и ее коллег показало, что, когда люди
получают в подарок карту, они чаще планируют купить на нее какие-либо предметы
роскоши, которые предназначены, чтобы принести удовольствие, в сравнении с
использованием кредитных карт или наличных за покупки. Когда люди получают в
подарок подарочную карту вместо наличных денег, они чувствуют себя вправе
купить что-нибудь необычное.
По Гелион, получатели используют подарочные карты для
«подарка» себе предметов, которые они в обычных условиях не стали бы покупать.
«Мы считаем, что это потому, что люди испытывают меньше вины при оплате
подарочной картой, по сравнению с кредитными картами или наличными», – говорит
Гелион.
Индивидуальные подарки: хорошо
или плохо?
Дарители, как правило, выбирают подарки, которые
персонализированы для получателя, но менее универсальны, чем то, что получатель
хотели бы получить, согласно новому исследованию Мэри Штеффель, Эланор Уильямс
и Робин ЛеБеф.
Это несоответствие возникает потому, что дарители имеют
тенденцию сосредотачиваться на стабильных чертах получателей, а не их
спонтанных и актуальных желаниях и потребностях. «Дарящие, как правило,
сосредоточены на том, каковы получатели, вместо того, что бы они хотели в
подарок. Это может привести их к покупке подарков, которые персонализированы,
но не очень разносторонни», – говорит ведущий исследователь Мэри Штеффель.
Тенденция выбирать слишком конкретные подарки может привести
к тому, что подарок не будет использоваться и станет просто пылиться на полке.
«Получатели дольше думают, как потратить подарочные карты, которые могут быть
использованы только в конкретном магазине или которые включают несколько
вариантов того, как они должны быть использованы, чем подарочные карты, которые
могут быть использованы в любом месте. Дарящие об этом не догадываются и
предпочитают вручать конкретные карты», – сказала Штеффель.
Материальные
подарки или приключения?
У людей часто возникают мучительные проблемы с выбором
подарка для своих друзей, что приводит к огромному числу виш-листов, списков 10
лучших подарков и онлайн-рекомендаций по выбору подарков, которые направлены на
улучшение ваших отношений с получателем подарка. Исследователи Синди Чан и
Кэсси Могильнер предлагают простое и удобное руководство: «Для того, чтобы ваш
друг, супруг, или член семьи мог почувствовать себя ближе к вам, подарите ему
впечатления», – говорит Чан.
Эксперименты по исследованию реальных и гипотетических
обменов подарками в реальной жизни показывают, что впечатления в подарок могут
намного сильнее улучшить отношения, чем материальные подарки, независимо от
того, используется ли подарок вместе или нет.
По данным исследования Чан и Могильнер, улучшение отношений
с получателями подарков-впечатлений являются следствием эмоций, переживаемых
при использовании подарка, а не во время их получения. Впечатления в подарок,
таким образом, являются очень эффективной формой инвестиций в межличностные
отношения, и может иметь большее влияние на улучшение отношений между дарителем
и получателем.
Литература:
- «Picking Gifts for Picky People: Strategies and Outcomes»
Andong Cheng, Meg Meloy, Evan Polman - «Giver-Recipient Discrepancies Contribute to Gift Card
Non-Redemption» Mary Steffel, Elanor F. Williams, Robyn A.
LeBoeuf - «Mental Accounting and Gift Card Spending» Chelsea Helion,
Thomas D. Gilovich - «Experiential Gifts Foster Stronger Relationships Than Material
Gifts» Cindy Chan, Cassie Mogilner
Источник: