Профессор кафедры философии и методологии науки Саратовского госуниверситета написала открытое письмо министру образования и науки России. В своем обращении под названием «Пять признаков тяжелой болезни» доктор философских наук, кандидат физико-математических наук Вера Афанасьева призывает радикально изменить Федеральную программу развития российского образования на 2016—2020 годы.
Государственные вложения в российское образование чрезвычайно малы и не позволяют ему достойно существовать, указывает профессор первый признак «тяжелой болезни». «Преподаватели вузов и школьные учителя получают нищенскую, унизительную зарплату, недостойную высокообразованных людей. Достаточно сказать, что жалование провинциального профессора составляет смехотворную сумму — менее 500 евро, что гораздо меньше пособия по безработице в развитых странах и на порядок меньше зарплаты европейского профессора», — напомнила Вера Афанасьева.
Еще одним признаком болезни образования профессор назвала «бумажную паранойю и канцелярскую шизофрению». «Люди изнемогают от многократного переписывания программ, составления бесчисленных отчетов, заполнения одних и тех же анкет», — констатировала Афанасьева.
Третьим признаком болезни профессор назвала «патологическую ложь — псевдологию и мифоманию». «Лжем, выставляя оценки. Лжем, что во всем согласны с администрацией. Лжем, скрывая собственные идеи и взгляды. Лжем, что ЕГЭ полезно и объективно. Лжем, что Сколково не хуже Силиконовой долины. Лжем, что в России превосходное образование и наука, способная догнать и перегнать», — напомнила Афанасьева.
Четвертым признаком прогрессирующего заболевания стала «девальвация знаний». «Пудовой гирей на чашу обесценивания отечественного образования упало придание ему статуса услуги, что уравняло учителя, преподавателя с продавцом, официантом, домработницей, маникюршей, банщиком, прачкой, мусорщиком», — заявила профессор.
Наконец, пятым признаком болезни стало «душевное нездоровье» проявляющееся в страхе и лицемерии. «Страх господствует в системе российского образования — вернее, многочисленные страхи. Они связаны с нашей нищетой, с ужесточением административного контроля, с существованием рычагов давления, с помощью которых из сферы образования можно устранить любого. Страх перед начальством. Страх потери работы. Страх показаться политически нелояльным. Страх быть не христианином», — перечислила Вера Афанасьева.
В своем открытом письме преподавательница призвала министра начать глубочайшие изменения в концепции российского образования. По мнению профессора, изменения могут стать позитивными, если будут опираться на мнение преподавателей вузов и школьных учителей, на образовательные инициативы «снизу».
Источник: