Исследователи назвали главные проблемы российских законов и предложили свои способы борьбы

мировые новости

Российское законодательство постоянно меняются, что негативно влияет как на граждан, так и на бизнес, говорится в исследовании «Статистический анализ федерального законодательства», которое компания «Гарант» провела по заказу Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, сообщает РБК.

Если до 2002—2004 годов власти в основном принимали новые законы, то с тех пор стали чаще вносить изменения в старые — сейчас правки внесены в подавляющее большинство федеральных законов, причем интенсивность их внесения возросла в последние шесть лет. Исследование охватывает период с 1 января 1994 года по 31 июля 2016 года, всего за это время в России приняли 6,7 тыс. федеральных законов, и только 670 из них оказались базовыми. Сами авторы исследования не делают выводов на основе своей статистики, однако его итоги обсудили эксперты в ходе дискуссии в ЦСР, отмечается в документе.

Они считают рост нестабильности законов «негативным явлением», назвав две причины такого вывода. Во-первых, люди не могут отследить, соблюдают ли они законы в условиях, когда правила игры меняются каждый день. Как следствие — их готовность соблюдать нормы падает.

Вторая причина в том, что «постоянные изменения существенно ограничивают возможности планирования для бизнес-структур». «Особенно сложно, когда новые правила принимаются в самом конце календарного года, что требует спешного пересмотра уже принятых бизнес-планов и бюджетов на следующий год», — заметили в ЦСР. Похожие проблемы возникают и в случаях, когда новые требования к отчетности компаний появляются незадолго до срока сдачи этих отчетов. 

Самым «нестабильным» документом оказался Кодекс об административных нарушениях. Авторы исследования ввели специальный коэффициент нестабильности, который вычисляется как отношение количества нормативных актов, которые вносили изменения в кодекс, к числу месяцев, в течение которых он действует. У КоАП этот коэффициент составляет 2,95. Также нестабильны Налоговый (2,13), Уголовно-процессуальный (1,17) и Земельный (1,12) кодексы. При этом коэффициент в последние шесть лет растет для всех без исключения документов.

Что интересно, аналитики «Гаранта» выявили корреляцию нестабильности законодательства с избирательными кампаниями: выборы в Госдуму влияют на рост числа законов в последний год работы нижней палаты парламента предыдущего созыва. Избрание президента, наоборот, уменьшает число принятых в год выборов законов. Если же глава государства меняется, то через год число принятых законов достигает максимума.

Есть три рецепта борьбы с нестабильностью законов, говорится в докладе ЦСР. Первый — частичное ограничение или даже мораторий на изменение законов. Второй вариант — корректировать законы не внесением поправок, а через суды. Третий путь — развитие механизмов фильтрации некачественных инициатив. Но самый действенный способ, говорится в докладе, — «развитие парламентской дискуссии», которую должна стимулировать конкуренция партий. Но если конкуренция невозможна, нужно запретить рассматривать законопроекты в ускоренном режиме или в большей степени ориентироваться на заключения правового управления Думы. При этом не стоит ограничиваться отказом от негативных изменений, нужно еще и смягчать негативные эффекты от уже принятых поправок: прописывать переходные положения и продлевать срок вступления законов в силу, говорится в докладе.

Источник: rosbalt.ru

Добавить комментарий