Росстат, возможно, недооценивает потребительскую активность россиян — основной показатель, который дает представление о динамике экономики в целом. Такое мнение высказал в пятницу департамент исследований и прогнозирования Центробанка.
Следовательно, ВВП России на самом деле может быть выше, чем оценивается Росстатом сейчас, указал ЦБ в свежем выпуске обзора «О чем говорят тренды».
По мнению аналитиков Банка России, причина занижения розничного товарооборота — «методологические особенности». В качестве примера такой проблемы в обзоре приводится ситуация с динамикой потребления во втором полугодии 2016 года. По данным Росстата, продажи продуктов питания в годовом выражении снижались быстрее, чем продажи непродовольственных товаров. Но это нелогично, объясняет ЦБ, ведь при падении доходов и росте неопределенности, которые наблюдаются в российской экономике, граждане в первую очередь ограничивают себя не в товарах первой необходимости, а как раз в непродовольственных товарах, в частности длительного пользования.
Потребительская активность в России снижается уже два года — по итогам 2016 года падение, по официальным данным, составило 5,2%.
«Динамика общего объема розничного товарооборота не очень хорошо соотносится с данными по продажам отдельных категорий товаров», — отмечает ЦБ. Регулятор рассчитал собственный индекс для оценки розничных продаж, сравнил его с индексом физического объема оборота розничной торговли Росстата и заметил, что расхождение «особенно велико в 2016 году, что может говорить о переоценке глубины падения общего оборота розничной торговли». Впрочем, отмечает ЦБ, Росстат еще пересмотрит эти данные.
Как уточняет РБК, Росстат оценивает динамику общего розничного оборота с помощью дефлятора для корректировки номинального оборота. При этом в качестве дополнительной оценки для некоторых товаров ведомство использует балансовый метод (он учитывает объемы экспорта и импорта, изменение запасов продукции, а также производство и промежуточное потребление). Но если посчитать балансовым методом общую динамику, то получится, что она на 2% выше динамики Росстата, отмечает ЦБ. Причиной занижения данных может быть завышенность дефлятора, считает регулятор.
Банк России указывает на то, что Росстат при расчете дефлятора не учитывает акции, которые длятся меньше недели, в то время как торговые сети зачастую «устанавливают более короткие периоды скидок по промоакциям, к которым относятся, например, акции выходного дня, а также постоянно меняют ассортимент продукции, реализуемой по сниженной цене». Ведомство обходит вниманием и системы накопительных скидок. Однако, по данным исследовательского холдинга «Ромир» на сентябрь прошлого года, на которые ориентируется ЦБ, 19% покупателей приобретают более половины товаров по акциям, а доля товаров повседневного спроса по акциям в продажах ретейлеров составляет 35%.
Другая проблема в том, что дефлятор не учитывает изменение ассортимента или предпочтений потребителей: список товаров, которые специалисты Росстата отбирают для мониторинга, в течение года не меняется, хотя граждане могут переключиться на более дешевые бренды. В таком случае расчеты через дефлятор могут показать более скромную динамику.
По мнению аналитиков ЦБ РФ, потребительская активность внесла «наибольший негативный вклад» в динамику экономики. Таким образом, недооценка розничных продаж может приводить и к недооценке всего ВВП.
Источник: