Кадр из сериала «Рассказ служанки»
26 апреля на американском портале Hulu состоялась премьера сериала «Рассказ служанки» (The Handmaid’s Tale), снятого на основе одноименного бестселлера Маргарет Этвуд. Роман-антиутопия, который писательница представила на суд читателя еще в 1985 году, даже спустя 32 года не потерял своей актуальности, напротив, куда отчетливее продемонстрировал изнаночную сторону нынешних реалий. И хотя к 2017 году в мире не произошло переворота, который окончательно разнес бы в пух и прах всю существовавшую систему общественных ценностей, «Рассказ служанки» наглядно объясняет, к чему мы активно движемся (во всяком случае, какой вектор был нами выбран). SPLETNIK.RU решил разобраться, сколько феминистского и общечеловеческого (именно так характеризует свою работу сама Маргарет) вобрал в себя сериал.
О чем: судьба героини как апогей феминистского кошмара
Первая серия проекта кажется несколько статичной и даже монотонной. В представленном видеоряде отсутствует как таковая динамика, к которой мы все привыкли. Возникает мысль сразу перемотать вперед до самого интересного. Но не спешите с выводами: начало сериала стоит на самом берегу ключевой сюжетной завязки, но именно с этого берега и произойдет постепенное «погружение».
Джун (Элизабет Мосс) жила, как мы узнаем по ее воспоминаниям, в благополучном, казалось бы, обществе. У нее есть любимые муж и дочь, с которыми она проводит все свободное время. В сериале мелькают кадры с семейных прогулок на свежем воздухе, походы в парки и магазины – в общем, все то, что не представляет как такового интереса для искушенного телезрителя. Вскоре в Бостоне, где жила семья, начались волнения, и вся Америка (именно там разворачиваются события) погрузилась во мрак. В стране происходит государственный переворот, на смену демократической форме правления приходит тоталитарная – теократическая патриархальная диктатура. Теперь почти все женщины лишаются своих прав за исключением одного – права на фертильность.
Элизабет Мосс в сериале «Рассказ служанки»
Кадр из сериала «Рассказ служанки»
Довольно беспечные кадры с участием семьи Джун сменяются более жестокими фрагментами, в которых показано, как в стране отлавливают женщин. Главная героиня вместе с семьей бежит по лесу, но боевики настигают их. Мужа Джун сразу же отправили на тот свет, а дочь вырвали прямо из ее рук. Женщину отправили в «нокаут», и она уже очнулась в совершенно другом мире…
За окном – новое государство Гилеад. В этой республике к власти пришли мужчины. Только они вершат все судьбы мира. Опираясь на ветхозаветные истины (в фильме часто цитируют отрывки из Библии) и следуя принципу тотального контроля, военные пытаются построить мир по своим правилам. Но есть одна проблема: экологическая катастрофа, случившаяся в Новой Англии, привела к тому, что жены офицеров, которые обладают сотней привилегий, вдруг стали бесплодными, и на кону стояло продолжение «аристократических» родов.
Возникает резонный вопрос — как и почему именно эти женщины умудрились стать супругами офицеров, а других вдруг так резко «понизили» в социальных должностях? Ответ вы вряд ли получите, да и мы сомневаемся, что вы вообще узнаете, как произошло это «женское» расформирование на высшее общество в лице жен и дочерей военных и низшее, где на крайней общественной ступени снизу стояли (если могли выжить) служанки.
Именно такой служанкой и становится Джун. Ей, как и другим женщинам, сохранившим фертильную функцию (возможность иметь и рожать детей – прим. ред.), нужно в принудительном порядке забеременеть от офицера и выносить ему ребенка. Соитие должно происходить при участии не только офицера, но и его жены, которая держит служанку за руки. Это совершенно не доставляет никому удовольствия, поэтому кажущиеся эротическими кадры выглядят, мягко говоря, отвратительно. Джун попала в дом командора (Джозеф Файнс), где также знакомится с тетушкой Лидией (она, по сути, настоятельница будущих рожениц) в исполнении Энн Дауд. У всех женщин есть только две дороги, обе ведут в магазин (перемещаться поодиночке запрещено). Им нельзя общаться друг с другом, читать и проявлять хоть какие-то явные признаки жизни. Их напрочь лишают какой-то либо чувствительности, они должны всецело быть поглощены одной мыслью о беременности.
Джозеф Файнс в сериале «Рассказ служанки»
Интересная особенность: у всех служанок, которые, кстати, носят бесформенные брезентовые робы красного цвета, как бы нет имени. Точнее, их называют по имени «хозяина». Оффред (бывшая Джун) происходит от имени Фред (Of Fred), а, например, Офглен («подруга» Оффред по несчастью) – от Глена (Of Glen). Но главная героиня помнит все: перед ее глазами периодически мелькают кадры из прошлой жизни, в голове Оффред тысячи разных мыслей, не дающих покоя.
Закадровый голос (что весьма удачно придумано для этого проекта) словесно вторит все то, что можно прочитать по выражению лица персонажа Элизабет Мосс. Она уверена, что ей еще суждено встретиться с дочерью и освободиться от патриархального гнета.
Актерский состав
Как вы уже поняли, главная роль в сериале «Рассказ служанки» досталась Элизабет Мосс. И она уже неоднократно подвергалась нападкам со стороны пользователей сети. Мосс выразила мнение, что этот проект является олицетворением общечеловеческих идей, но создательница одноименного романа добавила, что в этой истории столько же феминистского, сколько общечеловеческого. Большинство критиков склонны полагать, что Элизабет успешно справилась с ролью. Ей много времени приходилось проводить в неуютных, замкнутых пространствах. По большей части, исполняя роль служанки, она практически не разговаривает, а лишь языком жестов выражает все эмоции.
Внутренний монолог, который Мосс старательно озвучивает за кадром, — выражение всех авторских идей. А вообще актрисе не привыкать исполнять такие сложные роли. Например, в «Безумцах» (The Crazies) Элизабет в роли Пегги Олсон отчаянно боролась с гендерными предрассудками. Но здесь ей пришлось задеть многих за живое – в проекте был поднят вопрос о феминизме.
Элизабет Мосс и Алексис Бледел в сериале «Рассказ служанки»
Ивонн Страховски в сериале «Рассказ служанки»
Роль «подруги» Оффред в сериале исполняет Алексис Бледел, а командора Джозеф Файнс. Его жену сыграла Ивонн Страховски. Надо сказать, что мужские образы в представленной работе далеки от исключительности. И хотя вся концепция саги сфокусирована на том, что обществом руководят сильные мира всего, они, так или иначе, не выходят на авансцену и по сути своей не зацикливают на себе как такового пристального внимания. Кстати, мужская половина населения, которая не относится к высшим классам, выполняет самую разную работу: от охранников до водителей. И им всем запрещено вступать с женщинами в интимную близость.
Маргарет Этвуд и ее почти пророческий «Рассказ служанки»
Как мы уже отметили, книга писательницы явила себя миру в 1985 году и стала невероятно популярной. В Советском Союзе, понятное дело, такое произведение прижиться не могло (хотя до его развала оставалось совсем немного), да и в чем-то работа Маргарет вобрала в себя элементы антикоммунистического склада. «Рассказ служанки» был номинирован на Букеровскую премию, премии «Небьюла» и «Прометей». В романе все те, кто представлял интересы сексуальных меньшинств («гендерных предателей»), были лишены всяких прав. Это не говоря уже о женщинах в принципе. Представительницы прекрасного пола стали в некотором смысле ходячими инкубаторами. Это и было взято за ключевую основу сериала.
Маргарет Этвуд всегда выступала за продвижение идей феминизма, а также популяризацию канадской культуры. Ее уже было начали считать националисткой в самом чистом виде. Интересно, что всего несколько лет назад писательница выступила с заявлением, что мужчины и женщины должны обладать одинаковым набором прав и свобод. Она, конечно, не стала основательно идентифицировать этот тезис, но сторонникам классического представления о феминизме мысль Маргарет показалась сомнительной. Они вдруг заявили, что она никогда феминисткой и не являлась вовсе. Этвуд действительно усомнилась в собственных феминистских наклонностях, но оправдалась, сказав, что до сих пор пытается разобраться, в чем отличие мужчин от женщин, с существованием которого спорить на самом деле сложно.
Кадр из сериала «Рассказ служанки»
Чтобы экранизация «Рассказа служанки» получилась по-настоящему похожей на изложенное в книге, создатели проекта пригласили Маргарет в качестве консультанта. И ведь не зря это сделали. Еще в 1990 году, буквально через пять лет после появления книги, немецкий режиссер Фолькер Шлендорф, на счету которого уже были такие работы, как «Ночевка в Тироли» (Übernachtung in Tirol), «Война и мир» (Krieg und Frieden) и «Восстание стариков» (Ein Aufstand alter Männer), снял свою версию антиутопического романа. Он привлек к участию Наташу Ричардсон, Роберта Дюваля и Фэй Данауэй. Но фильм восприняли неоднозначно. Даже сама Маргарет, как утверждают, не была в восторге. Режиссер отошел от аутентичной сюжетной линии и создал образ библиотекарши Кейт, которая попала в рабство после попытки бежать из страны.
Самира Уайли в сериале «Рассказ служанки»
И вот спустя годы, как раз к моменту начала предвыборной гонки в США, интерес к книге повысился. Многие связывают это с появлением на политической арене нынешнего президента США Дональда Трампа. Его противоречивые высказывания сразу же стали поводом для обсуждения в феминистских кругах. Наиболее обеспокоившиеся начали кричать, что предсказания Этвуд в «Рассказе служанки» скоро сбудутся и мир действительно погрузится во тьму, где во главу угла будет поставлен патриархат. Хотя, давайте признаемся, в современном обществе при всей его нестабильности не произошло тотальной гендерной дискриминации, а религиозные фанатики вряд ли в ближайшее время придут к власти, да еще и с тоталитарными веяниями.
Макс Мингелла в сериале «Рассказ служанки»
Демографический кризис, который словно маниакально-параноидный синдром преследует особо чувствительных, на деле даже не приблизился к отметке, которой тот же процесс достиг в книге и сериале. Дональд Трамп, конечно, взбудоражил феминисток и заставил их устраивать марши по всей стране, но пока серьезно к этому мало кто относится. Голливудские актрисы неустанно твердят, что прежнему миру пришел конец. Но если твердо в это верить, возможно, так оно и случится?
«Рассказ служанки» по-русски и причем здесь Эмма Уотсон?
Мы уже отметили, что роман-антиутопия не завоевал популярность на постсоветском пространстве, но так было до недавнего времени. Конечно, Россией сейчас не руководят одиозные личности, чьи высказывания вызывают массовые волнения, и до расовой, гендерной дискриминации дело не дошло. Однако Анастасия Грызунова, которая перевела текст на русский язык, в предисловии к произведению как бы настраивает нас и на фильм (до выхода которого еще было достаточно много времени).
В стране победившего коммунизм православия церковь вновь смыкается с государством, в школах насаждается преподавание закона божьего, священники благословляют шпану на бесчинства и запрещают прокат отдельных фильмов…Что дальше? Включи телевизор — и с хорошей точностью через десять минут непременно увидишь Республику Галаад ( в переводе Грызуновой вместо «Гилеад» упоминается «Галаад» — прим.ред.) в действии. Все это называется «светское государство» и «свобода совести», но думаете, я поверю вам после стольких лет лжи? Предсказания Маргарет Этвуд, похоже, начинают сбываться, Нам грозит монотеократия по-русски. В общем, вы предупреждены.
Соглашаться с этим высказыванием или нет, решать вам. Но всех тех, кто уже посмотрел сериал и даже познакомился с книгой, настораживает пророческое высказывание, приведенное из Библии. Он идентифицирует сюжет романа и предопределяет многое из того, что вы увидите в телевизионном проекте.
И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю. Иаков разгневался на Рахиль и сказал: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева? Она сказала: вот служанка моя Валда; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее… (Бытие, 30:1—3)Вдохновлялась ли этой мыслью сама Маргарет Этвуд, а от нее создатели картины, сказать сложно. Но библейский сюжет напоминает ситуацию и в книге, и фильме: Оффред должна родить командору ребенка, поскольку его жена не способна рожать детей. И соитие, и сами роды в буквальном смысле происходят на коленях супруг офицеров.
Маргарет Этвуд
Вдавалась ли в такие подробности Эмма Уотсон, рекомендующая эту книгу в числе прочих других с уклоном на феминизм и антифеминизм, неизвестно. Но отметим, что актриса, которая является активным борцом за права женщин, ведет дискуссии на тему гендерного неравенства и пропагандирует идеи феминизма по всему миру, добавила «Рассказ служанки» в литературный список, обязательный для ознакомления, на сайте Goodreads.
Напомним, что в 2016 году знаменитость основала виртуальный клуб Our Shared Shelf, где начала делиться со своими сторонниками докладами, различными эссе и речами с выступлений. И, конечно, у Эммы есть свой список рекомендуемой литературы. «Рассказ служанки» уже активно обсудили на сайте, но дискуссия возобновилась в связи с выходом фильма. Пока Уотсон не дала никаких комментариев по поводу сериала.
Источник: